Убей в себе инфантила. Часть 2. Как делают инфантилов: общество

Как общество делает инфантилов

Про родителей, кажется, всё понятно. Рассмотрим теперь, как инфантилов
делает общество.
Начнём с главного – определим, когда же появляется инфантил.
Может показаться странным, но формирование инфантильного человека
хотя и начинается в детстве, особенно активно идёт в подростковом
возрасте.
Другими словами, у подростка всегда есть шанс перестать быть инфантилом,
даже если его родители всю жизнь продержали за руку. Да-да, именно так. В
подростковом возрасте абсолютно у каждого есть шанс повзрослеть. Шанс
выдаётся самим ходом развития человеческого организма и
индивидуальности.
Пользуются шансом не все, но есть он – у каждого.
Посмотрим ближе.
В подростковом возрасте у каждого человека есть три основные задачи
Задачи подросткового возраста:
  1. Научиться устанавливать контакты с противоположным полом, завязывать и выстраивать любовные отношения (первая любовь, ухаживания, поцелуи).
  2. Научиться самостоятельно обеспечивать своё существование (зарабатывать и тратить деньги, что покупать, кем работать).
  3. Создать картину мира (хорошо/плохо, дружба, вражда, политические убеждения, этические принципы и нравственные ориентиры, самосознание, свои ценности, Я-концепция).
Всё. Остальные задачи входят в эти три, являются их подзадачами.
Очевидно, что если подросток в возрасте «немного после четырнадцати лет»
качественно прорабатывает задачу «научиться самостоятельно
обеспечивать», то никакого инфантилизма у него не будет. Ведь
инфантилизм, как мы помним, это в первую очередь неумение
самостоятельно обеспечивать себя.
А раз научился – вот и нет инфантила. Есть нормальный взрослый человек.
В теории всё хорошо и гладко, но есть один нюанс.
Дело в том, что сам подростковый возраст – явление не только возрастное (простите за тавтологию), но ещё и социально-культурно-историческое.
Это удивительная для большинства новость, но подросткового возраста не было аж до девятнадцатого века.
Ни в одной стране мира не было. Кстати сказать, и сейчас кое-где подросткового возраста нет. Там человек сначала дитё, потом снова дитё, потом ещё раз дитё, а потом инициация – и взрослый (правда, хиловатый). Речь идёт, понятно, о регионах, где общество близко к родо-племенному строю.
Повторим – сам по себе возраст «от четырнадцати до восемнадцати» присутствует у всех без исключения представителей рода людского. Но только в определённых обществах этот возраст становится особенным и получает название «трудного» или «переходного». Только в определённых обществах.
Давай разберёмся, почему так происходит.
Дело в том, что в созревании человека выделяются три направления (классик советской возрастной психологии, настоящий гений, Л.С. Выготский называл их точками созревания). Направления такие: органическое, половое и социальное созревания.
Органическое созревание
– это развитие мышц, мозга, координации движений, речи и прочих процессов организма за исключением половой сферы. В итоге органического созревания получается физически и психически полноценный (опять же – за исключением половой сферы).
Половое созревание
– это развитие первичных и вторичных половых признаков, овуляции, менструации, поллюции и прочие сопутствующие процессы. В итоге получается человек, способный к размножению. Да, половое созревание является частью созревания органического, но оно настолько важно, что его выделяют в отдельное направление. Возможно,
методологически это не очень правильно, но наглядности способствует весьма.
Социальное созревание
– это усвоение норм и правил данного общества, получение прав и обязанностей, умение в нём жить, находить своё место, встраиваться в ткань общественных отношений, быть полноценным членом общества.
До девятнадцатого века две из трёх линий шли в одном темпе, а третья выбивалась. Разумеется, речь идёт о линии органического созревания. Ведь формирование организма полностью заканчивается к двадцати пяти годам. А вот рожать и быть «субъектом общественных отношений» можно в четырнадцать лет.
Чего далеко ходить – возьмём известнейшую пару. Ромео и Джульетта.
Сколько им было? Про Ромео точных данных нет, а вот по Джульетте всё предельно ясно – без двух недель четырнадцать лет (разговор леди Капулетти и кормилицы).
Даже нет четырнадцати, а она уже вполне себе самостоятельный человек.
Не говоря уже о Ромео, который предположительно всего на два года старше. У него уже есть шпага, она участвует в поединках и убивает врагов…
По нашим представлениям, он – совсем ещё мальчишка. А по тогдашним – нормальный молодой мужчина.
Кстати, Добрыня Никитич из русских былин тоже был не бородатым дядькой ближе к сорока, а совсем юнцом, младше Ромео. В самой известной былине о бое со Змеем Горынычем (где он «Отшиб змеишшу тридцать хоботов»)
удалому богатырю всего пятнадцать лет («Стал Добрынюшка на возрасте, /
Стал на возрасте — пятнадцать лет»).
Вот так. Всего пятнадцать лет – а Змея Горыныча победил, красну девицу освободил, князю на глаза приглянулся.
Понятно, что и Ромео, и Добрыня персонажи условно реальные. В данном случае важно то, что они известны, узнаваемы и предельно точно отражают положение пятнадцатилетних в то время.
Кстати, для сомневающихся. Человеческое прошлое хорошо изучено по тем племенам, которые до сих пор находятся в каменном веке (а таких, как это ни странно, ещё хватает для изучения). Учёные-этнографы изучают их жизнь, и оказывается, что всё изученное замечательно увязывается с той информацией из прошлого, которую до нас доносят письменные или устные источники.
Проще говоря – так всё и было. В пятнадцать-шестнадцать лет человек был вполне деятельным и мог хоть на войну, хоть в брак, хоть куда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *